ХЕЛИКС Результат Репутация Развитие
+375 29 657-10-00

г. Минск,
ул. Бегомльская, 15-207

Заказать звонок
назад к новостям
06 мая 2021

Арендатор может быть заказчиком реконструкции

Арендатор может быть заказчиком реконструкции
Изображение носит иллюстративный характер

Минстройархитектуры в письме от 01.03.2021 № 09-09/2581 информирует о том, что организация-арендатор вправе выступать заказчиком в отношении реконструкции арендуемого строения, но только с письменного согласия арендодателя.

Так, согласно п.1 ст. 69 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» в случае обнаружения неясностей и различий в содержании и понимании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения, если не требуется внесение в нормативный правовой акт (его структурные элементы) соответствующих изменений, нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган может осуществить официальное толкование его нормативных правовых предписаний путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта.

В соответствии с абзацем двенадцатым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон)

Заказчик в строительной деятельности – юридическое или физическое лицо, в т.ч. ИП, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность с привлечением подрядчика в строительной деятельности, с привлечением либо без привлечения инженера (инженерной организации) на основании заключенного договора (ст.1 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).

В случае финансирования строительства полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов заказчик, застройщик определяются актами Президента РБ, Совета Министров РБ, иных органов государственного управления, а в случаях, установленных законодательными актами, – также решениями государственных организаций. Указанными актами (решениями) может быть предусмотрена обязанность заказчика осуществлять строительную деятельность без привлечения инженера (инженерной организации).

Пунктом 2 ст.55 Закона № 300-З определено, что заказчик, застройщик указываются в решении местного исполнительного и распорядительного органа, выдающего разрешительную документацию.

Также ст.210 ГК установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В этой связи собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.

Согласно пункту 2 ст. 594 ГК в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, неотделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.

Таким образом, ГК предоставлена возможность арендатору осуществлять за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, неотделимые без вреда для имущества. При этом запрета на осуществление реконструкции для арендатора недвижимого имущества названный Кодекс не содержит.

Выдача разрешительной документации на строительство является предусмотренной законодательством административной процедурой, а Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденное постановлением Совмина от 20.02.2007 № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности», не предусматривает оснований отказа в ее совершении, связанных с содержанием документов, удостоверяющих право лиц, обратившихся за получением разрешительной документации, на земельный участок, либо иных последствий отсутствия прав у них на земельный участок либо информации о таких правах.

Исходя из изложенного, Минстройархитектуры полагает, что организация-арендатор вправе выступать заказчиком в отношении реконструкции арендуемого строения, но только с письменного согласия арендодателя.

По информации официального сайта Минстройархитектуры.

Источник: электронный бератор «Сметное дело».