ооо хеликс плюс Результат Репутация Развитие
+375 29 657-10-00
г. Минск, пр-т Дзержинского, 104, блок Б, офис 1404Б
Заказать звонок
назад к новостям
01 августа 2017
Ведущие специалисты компании посетили семинар “Правовое регулирование процедур закупок в строительстве”

Cпециалисты компании ХЕЛИКС ПЛЮС постоянно развиваются и повышают уровень своих профессиональных знаний и компетенций. На этот раз наши ведущие специалисты службы ПТО, Юлия Крепская и Елизавета Петренко, приняли участие в семинаре “Правовое регулирование процедур закупок в строительстве”, который был организован РУП “Белстройцентр” и Министерством архитектуры и строительства.

Сертификат ПРПЗ Крепская

 

Сертификат ОИП Козловский

 

На семинаре были рассмотрены следующие вопросы:

  • правовое регулирование процедур закупок в строительстве;
  • системные ошибки, допускаемые при проведении процедур закупок, и ответственность за нарушения в сфере закупок при строительстве;
  • особенности и порядок проведения подрядных торгов;
  • предупреждение коррупционных нарушений при проведении процедур закупок.

Данный семинар специалисты нашей компании посетили с целью получить ответы на актуальные вопросы, касающиеся правового регулирования процедур закупок в сфере строительства в свете Указа Президента Республики Беларусь от 20 октября 2016 г. № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ) и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее – Положение), осуществления закупок путем проведения электронных процедур, а также на иные вопросы правового регулирования сферы строительства, в том числе правила заключения договоров подряда.

Благодаря информации, полученной от специалистов отдела ценообразования главного управления экономики и внешнеэкономической деятельности Минстройархитектуры, управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Минстройархитектуры был разрешён ряд спорных вопросов, касающихся применения Положения. Кроме того, участвуя в лекции “вопрос-ответ”, проводимой начальником управления аудита РУП “Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры”, мы также получили ответы, которые помогут избежать возникновения ошибок, допускаемых при проведении процедур закупок организациями.

Хотим обратить внимание наших коллег, что Указ вступает в силу по пунктам 1–4 Указа с 1 января 2017 г. Действие пункта 1 настоящего Указа не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты или договоры о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) заключены до 1 января 2017 г. Проведение процедур таких закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2017 г. Указ действует до 1 января 2019 г. Указ распространяет свое действие на закупки работ, услуг при строительстве, закупки товаров при строительстве независимо от форм собственности организаций, стоимости строительства объектов, источников финансирования, т.е. порядок проведения процедур закупок работ, услуг, товаров при строительстве должен соответствовать нормам данного Указа.

Указ №591 с 1 января 2017 года утратит силу. При этом, исходя из буквального толкования норм Указа №380,следует, что Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31.01.2014 № 88, продолжает действовать.

Важное о проведении процедуры торгов:

“…1.4. проведение подрядных торгов является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных в подпунктах 1.6 и 1.8 Указа, и иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь, при заключении договоров о строительстве:

  • жилых домов – при стоимости строительства 6 тыс. базовых величин и более;
  • объектов, финансирование строительства которых осуществляется полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов…
  • государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, – при стоимости строительства 100 тыс. базовых величин и более…”

Важное о проведении процедуры переговоров:

“…1.6. проведение подрядных торгов, торгов, биржевых торгов не является обязательным в случаях, когда:

  • подрядные торги, торги, биржевые торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;
  • генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией** заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении (оказании) отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству;
  • заключаются договоры:
  • о выполнении работ по текущему ремонту;
  • о строительстве, выполнении работ, оказании услуг, приобретении товаров, необходимых для строительства, в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций…;
  • на ведение авторского надзора за строительством при невозможности осуществления разработчиком проектной документации такого надзора (при ликвидации (прекращении деятельности) разработчика проектной документации, наличии иных обстоятельств, исключающих его деятельность)…”

Таким образом, если строительство осуществляется за счет собственных средств заказчиков, то такими субъектами хозяйствования, с учетом подпунктов 1.1, 1.2 пункта 1 Указа № 380, закупки товаров (работ, услуг) осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов, биржевых торгов, переговоров.

Интересно:

  1. Нормы Указа № 380 не распространяются на закупки товаров при строительстве в части закупки медицинских изделий. Государственные закупки медицинских изделий при строительстве объектов здравоохранения будут производиться путем проведения конкурсных процедур в порядке, определенном законодательством о государственных закупках товаров. Это обеспечит здоровую конкуренцию при закупке медицинских изделий, снижение цен на них за счет укрупнения объема централизованных закупок и, как следствие, более эффективное расходование бюджетных средств (подпункт 1.2 п. 1 Указа № 380).
  2. Для упрощения подготовки конкурсных документов, сокращения документооборота и исключения злоупотреблений сокращен перечень критериев оценки конкурсных предложений участников, а также исключено понятие “иные показатели, устанавливаемые организатором”. Т.е. для организатора процедуры закупки исключено право установления иных показателей для предварительного квалификационного отбора участников, кроме показателей, прямо оговоренных в названных пунктах Положения №88.
  3. Ограничение участника указывать в своем конкурсном предложении процент снижения цены по отношению к цене заказа не более 15 процентов от стартовой цены применимо только к процедуре торгов.
  4. Для упрощения проведения процедур закупок установлено, что предквалификационные документы предоставляются в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации), а конкурсная документация на бумажном носителе в отдельных конвертах и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации (если это установлено в конкурсной документации).
  5. Важно!!! Документы, подтверждающие финансовую состоятельность (бухгалтерский баланс, справка ИМНС, справка из обслуживающего банка) должны предоставляться в оригинале, если иное не установлено конкурсной документацией.

Детализация ответа министерства.

В Указ № 380 введено понятие дефектного акта, как основания на закупку товаров при выполнении текущего ремонта.

В соответствии со статьей 51 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон №300-З) выполнение строительно-монтажных работ по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы. Дефектный акт – это один из первичных учетных документов в строительстве. Дефектный акт является основанием к осуществлению строительной деятельности, определяет объем работ, необходимый к выполнению, технические и коммерческие характеристики товаров, используемых при текущем ремонте и по своей сути является разновидностью проектной документации.

Новое.

На основании подпункта 1.9 пункта 1 Указа № 380 не допускаются к участию в процедурах закупки товаров (работ, услуг) при строительстве субъекты предпринимательской деятельности, включенные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 “О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств” в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Это означает, что организатор процедуры должен отклонять предложение участника, который включен в указанный реестр.

Преференциальная поправка.

При проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:

  • 15 процентов – в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
  • 25 процентов – в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников.
  • О своем праве на применение преференциальной поправки участник должен указать в конкурсном предложении, предложении для переговоров, приложив соответствующие документы.

Документами, подтверждающими право на применение преференциальной поправки в размере 15 %, являются:

  1. при поставке (закупке) товаров – сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами либо выдаваемый Торгово-промышленной палатой Республики Армения, Республики Казахстан и Российской Федерации, или сертификат продукции собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами;
  2. при выполнении работ (оказании услуг) – свидетельство о государственной регистрации юридического лица или ИП и специальные разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности (в обязательном порядке, в случае если деятельность лицензируемая).

Подтверждающим документом при применении преференциальной поправки в размере 25 % будет:

  • справка, подписанная руководителем организации и заверенная в местном исполнительном и распорядительном органе власти;
  • или копия приложения к налоговой декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена постановлением МНС от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы».

Преференциальная поправка не применяется в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки.

За не проведение или нарушения проведения процедур закупок в строительстве согласно нормам Указа №380 предусмотрена административная ответственность ст.11.77, 21.17 Кодекса Республики Беларусь об Административных Правонарушениях.